Вернуться к Образовательные стандарты

Модель выпускника

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

  • физически развитый, овладевающий основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
  • любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
  • овладевающий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимость от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (бли­жайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:
  • о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей определенному полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях;
  • о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
  • о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты);
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого выполнять его инструкции;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сфор­мированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Планируемые результаты освоения детьми парциальных и дополнительных программ (вариативная часть ООП – региональный компонент)

«Знакомство с малой родиной, родной станицей»

  1. Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «моя» по отношению к станице.
  2. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родной станицы. Знает и стремится выполнять правила поведения в социуме.
  3. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, ее истории, необычным памятникам, зданиям.
  4. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
  5. Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами станичников, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям станицы.
  6. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

«Ребенок познает родную страну и мир»

  1. Ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого родной страны.
  2. Имеет некоторые представления о государственном устройстве России, её символике, других стран мира, людях разных национальностей.
  3. Самостоятельно может рассказать о родной стране (её достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.
  4. Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Кубань — моя Родина», «Моя любимая станица», проявляет инициативу и самостоятельность.
  5. Выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.
  6. Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре кубанских казаков, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Кубань и нашу страну в целом.
  7. Ребенок знает, что Россия – большая многонациональная страна, понимает, что все люди должны жить в мире и согласии.
  8. Дошкольник знает, что люди объединяются в различные национальные группы, видит их многообразие, определяет их некоторые внешние особенности, различие языка.
  9. Ребенок называет свою национальную принадлежность.
  10. Ребенок высказывает о значении позитивного общения, о необходимости сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов.
  11. Ребенок стремится налаживать бесконфликтные отношения с детьми других этносов, с желанием участвует в разных видах деятельности с ними.
  12. Ребенок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой.
  13. Ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса.
  14. Ребенок знает название нескольких рас, этносов России и других стран мира, может назвать яркие особенности внешнего вида их представителей, произведения устного народного творчества, народных игр и игрушек.
  15. Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность.
  16. С удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения.
  17. Ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия.
  18. С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, детском книгоиздательстве и оформлении выставок по этнической проблематике.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Структура мониторинга и его организация предусматривает проведение мониторингового исследования. Для его проведения на базе учреждения была создана специальная служба мониторинга, которая имеет свои направления работы для достижения общей цели. Она предполагает распределение прав и обязанностей между сотрудниками, координацию контроля и регулирование совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в оценке качества и развития образовательного процесса. Полученные данные мониторинга являются предметом для рефлексии и коррекции деятельности.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Мониторинг в ДОУ проводится в соответствии с Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.04.1999 г. №70/23-16 «О практике проведения диагностики ребенка в системе дошкольного образования» по предписанному порядку проведения диагностики и с учётом основных негативных и позитивных моментов, связанных с ее проведением:

  • педагоги и родители используют результаты диагностики развития детей дошкольного возраста для правильного построения с ним педагогического общения.
  • любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития служит лишь основанием для выбора педагогами эффективных методов и технологий для индивидуальной работы.
  • данные диагностики педагоги и родители используют для отслеживания процесса развития ребенка и осуществления индивидуального подхода к нему.
  • результаты мониторинга педагоги используют для самоанализа своей педагогической деятельности и реализуемой образовательной программы дошкольного образования.

Мониторинг проводится с целью выявления динамики развития детей и корректировки содержания программы 2 раза в год: сентябрь, май.

Проводят диагностику воспитатели и узкие специалисты ДОУ (психических процессов – педагог-психолог, физического здоровья – медицинский персонал, инструктор по физической культуре, динамику формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками», уровень реализации программы по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по сформированности элементарных математических представлений – воспитатели). Методическое обеспечение диагностики в полном объёме осуществляет старший воспитатель в соответствии с представленным основным диагностическим инструментарием в реализуемой «Программе воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. Васильевой, проводимое с детьми от 3-х до 7 лет 2 раза в год.

Основные методы исследования, используемые в процессе мониторинга, — наблюдение и беседа, а также анализ продуктов (результатов) детской деятельности.

Уровень интеллектуальной готовности детей определяется в массовых группах воспитателем в форме обследования уровня развития речи, математических представлений, изобразительной деятельности на основе критериев «Программы воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.Васильевой, проводимое с детьми от 3-х до 7 лет 3 раза в год.

Педагогом – психологом проводится 2 раза в год (начало, конец года) обследование детей подготовительных групп на готовность к школе с помощью комплекса методик: ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, вербальный субтест Керна, тест зрительно-моторной координации Бендера, «Уровень умственного и речевого развития детей 6-7 лет» А.Л.Венгер, «Мотивационная готовность» А.Л.Венгер. В массовых группах 2 раза в год по методике непрямой экспресс – диагностики П.А. Мясоеда выявляется уровень психического развития дошкольников от 3- х до 6 лет.

Учителем – логопедом проводятся обследования детей от 4-х до 7 лет по речевой карте Серебряковой Н.В.

Формами мониторинга личностных качеств ребенка 6-7 лет является тестирование педагогом- психологом по следующим методикам:

  • Наблюдения, беседы.
  • «Мотивационная готовность», диагностирующая внутреннюю позицию школьника (А.Л.Венгер)
  • «Определение самооценки», выявление особенностей самооценки ребенка. (В.Г.Щур).
  • Проективный рисунок «Моя семья», выявляет внутрисемейные отношения.
Направления
программы
Название тестов и диагностиче­ских

методик

Ответственный Срок
проведения
Физическое развитие  Тест. Показатели физической подготовленности детей 4-7 лет.  Инструктор по ФК 2 раза в год
Интеллектуальное развитие (развитие речи, обучение грамоте, ФЭМП, ознакомление с окр. миром) Обследование уровня развития детей на основе задач «Программы воспитание и обучение в детском саду» Васильевой. Воспитатели  2 раза в год
Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация) Обследование уровня развития детей на основе задач программы «Программы воспитание и обучение в детском саду» Васильевой. Воспитатели  2 раза в год
Коррекция развития. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и школьного возраста.

-Киселева Н.А. Комплекс методик для диагностики речевого развития детей 6-7 лет.

 Логопедический альбом Н.В. Нищевой.

Учитель –

логопед

2 раза в год
Психическое развитие.

 

 

П.А.Мясоед «Непрямая экспресс – диагностика уровня психического развития детей»;

 Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; вербальный субтест Керна; тест зрительно-моторной координации Бендера;

«Уровень умственного и речевого развития детей 6-7 лет» А.Л.Венгер; «Мотивационная готовность» А.Л.Венгер;

 В.Г. Щур «Определение самооценки»;

Тест. Проективный рисунок «Моя семья»

Педагог –

Психолог, воспитатели

2 раза в год

 

2 раза в год

 

2 раза в год

 

1 раз в год

1 раз в год

Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной подпериод освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:

  • соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
  • возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;
  • проверяемости (достоверности подтверждения их достижения).

Результаты диагностики оформляются в виде таблиц, характеризующих уровень обученности, воспитанности и развитости детей по каждому направлению реализации программы и воспитательно-образовательной работы в каждой возрастной группе.

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы

Критерии Показатели Средства и способы проверки Сроки
Физическое развитие

Сохранение здоровья

 

Физическое развитие

 

Физическая подготовленнось

Группа здоровья

 

 

Рост ребенка, масса тела, окружность грудной клетки,

 

Бег, прыжки, броски, элемент общей моторики

(статистическое равновесие, стойка на одной ноге)

Профилактические осмотры

 

 

Профилактические осмотры

 

 

Определение уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста по программе под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В.

Сентябрь, май

 

Сентябрь, май

 

Сентябрь,май

Социально-личностное развитие

 

Социальная адаптация

Отношение к взрослым

Способность вступить в общение со знакомыми взрослыми

Отношение к сверстниками

Наличие представлений о себе и своих возможностях

Определение уровня социальной адаптации

Наблюдение

Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности

Рисуночные тесты «Моя семья». (А.И.Захаров, Р. Бернс)

Методика «Лесенка» (А.Щур) Методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

в течение года

 

 в начале учебного года

Познавательно-речевое развитие

 

Развитие речи и речевое общение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок и окружающий мир

 

 

 

 

Природное окружение. Экологическое воспитание

 

 

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

Богатство словаря (качественное совершенствование, объем, представление о смысловой стороне слове)

 

Степень владения связной речью(связь предложений с помощью союзов, употребление местоимений, синонимов; различение структуры описания, повествования, рассуждения)

 

Звуковая культура речи (слуховое восприятие, звукопроизношение, дикция, интонационная выразительность)

 

Представления о предметах окружения, их свойствах, назначении ;о труде взрослых; представления о родном городе, стране, армии, гос. символике

правила дорожного движения;

 

Формирование знаний об особенностях живой и неживой природы, условиях для ее развития, об экологических зависимостях и системах; О взаимодействии человека с природой. Умение ухаживать за растениями в уголке природы.

 

-Умение считать, отсчитывать, сравнивать рядом стоящие числа, уравнивать неравное число предметов;

-умение сравнивать предметы разной величины;

 

 

-знание о форме предметов;

умение определять место расположение предметов по отношению к себе , относительно заданных предметов;

уровень временных представлений

Определение уровня развития речи (Ушакова О.С. Методика выявления уровня развития речи у дошкольников).

Анализ детских высказываний (Стребелева Е.А., Мишина Г.А. И др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста).

Оценка умения ребенка рассказывать, комментировать свои действия, пересказывать сказки, составлять небольшие устные сочинения по набору игрушек, серии сюжетных картинок.

 

 

Анализирование детских высказываний

 

 

Диагностические задания для выявления уровней освоения Программы воспитания и обучения в детском саду/ Сост. Н.Б. Вершинина

 

 

 

Диагностические задания для выявления уровней освоения Программы воспитания и обучения в детском саду. Сост. Н.Б. Вершинина

 

 

 

 

 

Диагностические задания для выявления уровней освоения Программы воспитания и обучения в детском саду. Сост. Н.Б. Вершинина

Сентябрь, май

 

 

 

 

 

Сентябрь, май

 

 

 

 

Сентябрь, май

 

 

 

 

Сентябрь, май

 

 

 

 

 

Сентябрь, май

 

 

 

 

 

Сентябрь, май.

Нервно-психическое развитие Внимание

 

 

 

Память

 

 

 

Образное мышление

 

Логическое мышление

 

 

 

 

Ручная моторика

Определение уровня нервно-психического развития:

Методика «Корректурная проба» (Р.С. Немов);

Тест Рея «Переплетенные линии»;

Нарисуй точки.

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)

Методика «Опосредованное запоминание» Леонтьев А.Н.

Тест Беренштейна «Узнавание фигур»

Методика «Перцептивное моделирование» (Л.А. Венгер)

 «Четвертый лишний» (В.А. Венгер) на классификацию предметов (вербальный и невербальный вариант)

«Последовательные картинки» Векслера.

Тест зрительно-моторной координации Бендера, графическая проба.

В начале учебного года
Готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность

 

 

 

 

Волевая готовность

 

 

 

Мотивационная готовность Личностная готовность

Определение степени готовности ребенка к школьному обучению

«Уровень умственного и речевого развития детей 6-7 лет» А.Л.Венгер;

вербальный субтест Керна;

 

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; тест зрительно-моторной координации Бендера; корректурная проба.

 

 «Мотивационная готовность» А.Л.Венгер;

Начало и конец учебного года
Художественно-эстетическое развитие, креативность Основы речевой, театральной культуры, коллективной творческой деятельности.

 

Создание индивидуальных ху- дожественных образов в различных видах изодеятельности

 

Уровень музыкального развития детей

 

 

Результаты продуктивных видов деятельности

Диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности по методике Комаровой- Соломенниковой.

Изучение продуктов изобразительной деятельности детей по методике Комаровой Т.

 

Оценка уровня музыкального развития детей разного возраста по методике Мерзляковой С.

 

Анализ результатов продуктивных видов деятельности — рисунков, поделок, аппликации по методике Комаровой Т.

Два раза в год